• Register

 

Необходимость как можно быстрее восстановить инженерно-технический потенциал Нижнего Тагила - очевидна. Ведь крупные градообразующие предприятия не могут обходиться без квалифицированных инженеров. И чтобы сохранить устойчивое социально-экономическое развитие города необходимо уже сегодня предпринять решительные меры, уверен мэр Нижнего Тагила Сергей Носов.

- Как произошло, что нехватка ИТРов стала одной из серьезнейших проблем для города?

- Сработали два фактора: временной, когда опытные работники вышли на заслуженный отдых, а на их место никто не пришел, и технологический, когда современное производство не может обойтись без специалистов с высоким уровнем образования и компетенций. Таким образом, сегодня в Нижнем Тагиле постепенно «обескровливаются» целые предприятия.

Решить проблему можно только при участии молодежи. Но, к сожалению, по статистике половина наших одиннадцатиклассников поступают в ВУЗы на специальности гуманитарной и социальной направленности и только четверть из них выбирают технические направления. Технические специальности выбирают 60% выпускников 9-х классов.

- Какие меры предприняты для изменения ситуации?

- Сегодня жизненно необходимо создать новую систему воспроизводства кадров. Как это сделать? Коренное решение проблемы, как отметил Президент Владимир Путин в ходе «Прямой линии», в ранней и грамотной профориентации детей и молодежи. Поэтому сейчас разрабатывается уникальный по своему масштабу и значению проект «Лаборатория профессий». Это открытый комплекс профессионального самоопределения в котором будет сформирована комплексная профориентационная среда. Подчеркну, что «Лаборатория профессий» реализуется в рамках проекта Уральского федерального округа «Славим человека труда!».

Что подразумевается под термином «профориентационная среда»?

- «Лаборатория профессий» объединит детские сады, школы, учреждения профессионального образования, предприятия и бизнес-структуры города. Тогда система профориентации будет выстроена, начиная с детского сада, и охватит все периоды обучения в школах, среднеспециальных и высших учебных заведениях. В детских садах педагоги будут формировать интерес к рабочим профессиям, выявлять задатки и способности к техническому и проектному творчеству через игру, а так же приучат дошколят к разным видам труда. В школе ребята будут определять свои профессиональные предпочтения в мастерских и лабораториях инженерно-технической направленности, создавать участки детско-взрослого производства, конструкторские бюро предпринимательства, робототехники, мехатроники, компьютерных технологий, 3D моделирования и т.д.

В старшем школьном возрасте и студентам будет предложена производственная практика на учебных полигонах, в инжиниринговых центрах профессионального образования на градообразующих предприятиях. Все эти меры должны создать тот самый климат «технического творчества», когда заниматься физикой, химией, робототехникой становится интересно, увлекательно, что в дальнейшем определит профессиональный выбор ребят.

- Где планируется разместить профориентационный комплекс в нашем городе?

- Создать «Лабораторию профессий» решено на промышленной площадке Старого Демидовского завода. И это не случайно, а даже символично. Музей завод уже признан достоянием мировой индустриальной культуры. Здесь вполне можно разместить все необходимое для проведения научно-исследовательских, лабораторных и опытно-экспериментальных работ. На исторических объектах дети и взрослые будут погружаться в мир профессий через моделирование реальной ситуации производственных процессов металлургии и машиностроения. Ожившие производственные площадки, 3D реконструкции, симуляторы и реальные инженерные модели дадут детям полное представление о профессиях заводов города. В инновационном комплексе будет действовать Детский технопарк с игровыми тренажерами, лабораториями для дошколят, школьников и молодежи, лабораториями планирования карьеры и многое другое.

- Этот проект направлен только на профориентационную работу?

- Нет. «Лаборатория профессий» - это многогранный, многофункциональный проект. На его основе предполагается помогать выпускникам учебных заведений в поисках достойной работы, восстанавливать и развивать производственную культуру среди молодежи и сделать более интенсивной выставочную деятельность. Уверен, что мы реализуем уникальную, но при этом универсальную модель подготовки высокопрофессиональных инженерных кадров в сфере производства для дальнейшего тиражирования по всей России.

Татьяна АЛЕЕВА


© СРО ВПП "Единая Россия"